Saturday 8 December 2018

Мельбурн: Выставка Эшер X нендо | Между Двумя Мирами в Национальной Галлерее Виктории


Highlights: Escher X nendo | Between Two Worlds, $28.
Хайлайты: Эшер X нендо | Между Двумя Мирами, $28.

8 декабря 2018. Замечательная выставка художника-математика Эшер в галлерее Виктории! Все его работы - гравюры и литографии - поражают четкостью расчетов, каждая деталь проработана и продумана. И еще он - удивительный профессионал в рисовании. Иллюзионист и любитель ребусов. Выставочные залы созданы японской дизайн компанией нендо. Очень понравилась игра с пространством и освещение.

Очень необычный вход на выставку. В галлерее Виктории такое впервые.


Нидерландский художник Эшер родился в 1898 году в обеспеченной семье, в школе он учился плохо, единственный предмет, где он преуспевал, было рисование. Школьный учитель ознакомил его с азами гравировки по дереву и с тех пор печать и литография стали смыслом его жизни. Позднее Эшер закончил Харлемскую школу архитектуры.

Эшер любил путешествовать. Он часто рисовал итальянские пейзажи, природные красоты Франции, голландскую архитектуру. В 20х годах Эшер женился на дочери швейцарского промышленника и поселился в Риме. В этот период он экспериментирует и шлифует свое мастерство.

Первый свой принт Эшер сделал, когда ему было 17, а последний - когда было 71. Техника, которую он использует, сложна - это и резьба по дереву, и литография, и мезотонирование. За жизнь Эшер изготовил более 300 рисунков по дереву и около 70 литографий.

Почти все работы Эшера несут элемент мистики. Зеркало на комоде в комнате, которая не отражается в зеркале - литография Натюрморт с зеркалом, 1934 (справа). Автопортрет в сферическом зеркале 1950 Шар в руке художника, в котором искажаются до минимума предметы так, что сам художник становится вселенским центром.


Ему нравится рисовать отражения предметов в воде, зеркалах.

Эшер рисует с математической точностью повторяющиеся и взаимно перевоплощающиеся образы. Игра с пространством - задний план / передний план, - тоже характерно для его изображений.

И это не самые сложные его изображения.

Эшер то расширяет пространство до космоса, то уменьшает до молекулы. Тесселированными объектами он начал интересоваться еще в 1920е годы, но пристальный интерес к ним у него появился после посещения Алгамбры в 1937 году.

И дальше уже совершенно невероятные работы. Метаморфозы и оптические иллюзии. Эшер добивается ощущения многомерности изображения.
Три земных плоскости пересекают друг друга под прямым углом, и люди живут на каждой из них. Два жителя разных миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном полу, потому что они по-разному воспринимают горизонтальное и вертикальное.

О Поверхности Римана Эшер ничего не знал, когда рисовал Картинную галлерею в 1956 году - рисунок справа. Мальчик смотрит на картину на стене, кусочек картины заломлен и трансформируется в городской пейзаж. Это искажение и называется поверхностью Римана в честь немецкого математика. Квадрат можно деформировать так, что он станет сферой.

Его любимыми объектами становятся тесселированные кубы-планеты, алмазы и астероиды.

Японская компания нендо по-новому распорядилась пространством галлереи, такого современного подхода до этого в нашей галлерее не было. Я сделала небольшое видео.


Вы уверены, что пол не может быть также потолком? Вы абсолютно уверены, что поднимаетесь, когда идете вверх по леснице?! В конце 1950х Эшер создает свои самые знаменитые рисунки невозможных домов и бесконечности такие как Водопад, Бельведер, Поднимаясь и спускаясь (Монашеский труд).

Метаморфозы и многоугольники.

Высоко и низко очень понравилась эта работа, написанная в 1947 году..

В 1954 году выставку Эшера приурочили к Международному математическому конгрессу в Амстердаме. На его выставку отправились сотни делегатов-математиков. Многие из них остались под впечатлением. Эшер даже начал переписку с некоторыми из них - канадцем Кокстер и британцем Роджером Пенроз, был приглашен на лекции и дискуссии. Интересно, что сам Эшер признавался, что в школе был плохим учеником в математике и всегда утверждал, что в математике он так профаном и остался, он эксперементировал интуитивно.

No comments: